#CoffeeTalks: Алексей Чеусов — основатель Barista Coffee Roasters

Barista Coffee Roasters

#CoffeeTalks — это рубрика для кофейных энтузиастов, которую мы делаем совместно с брендом вкуснейшего свежеобжаренного кофе Buno.

В рамках рубрики мы общаемся с владельцами кофейных брендов, рестораторами, обжарщиками, баристами и всеми, кто знает о кофе неприлично много, и может поделиться этим сокровенным знанием с нами.

Наш сегодняшний гость — Алексей Чеусов. Основатель и руководитель Barista Coffee Roasters. Компании, которая занимается отбором, обжаркой и продажей качественного кофе для множества кофеен и кофеманов по всей Украине. За время развития проекта Алексей узнал о кофе, кофейном рынке, способах обжарки и продажи кофе немало интересного, а мы попытаемся узнать немало интересного у него.

Заваривайте чашечку ароматного.
Мы начинаем.


Расскажи, с чего началась история проекта “Barista”, и почему ты выбрал именно кофейную индустрию? 

Все началось на первом курсе моей учебы в Донецком национальном университете. Рядом с корпусом был магазинчик с зерновым кофе, который казался мне пределом удовольствия и вершиной гедонизма. При том, что тема свежеобжаренного кофе всегда была мне интересна, я загорелся не так продуктом, как самой идеей бизнеса и несколько раз пытался начать свое дело: ходил к деканам различных факультетов, при которых были кофейные точки, чтобы договориться об аренде, но в ответ слышал только: «Мы подумаем, мы посмотрим» и ничего конкретного. Затем я переехал в Белгород и познакомился с кофейней «Калипсо» и хорошим кофе. Я даже помню первый лот – Кения кагуя. Непередаваемое чувство…

Это был 2015, все активно влетали в этот бизнес и я тоже понял, что хочу этим заниматься, причем не на уровне купи-продай, а мне нравится это как будущая профессия и направление моей жизни. В первую очередь я решил создать бренд и открыть кофейню «Бариста» в Харькове. Помню, что вообще не занимался тогда анализом конкурентов, зато четко представлял формат, который хочу сделать. Достаточно тяжело было создать торговую марку: мне несколько раз отказывали, потому что на тот момент в Харькове была зарегистрированная кофейня «Бариста кофе». Спустя годы, когда этот проект перестал существовать, я связался с собственником этой торговой марки и договорился о ее передаче. Сейчас она записана на меня. Ну а дальше я познакомился с обжарщиком Ильей, у которого покупал оборудование, и мы стали сотрудничать.

Сколько сейчас людей в вашей команде? 

Начинал я один, потом привлек своего одноклассника, с которым мы работаем вместе по сей день. Костяк команды – это я, Дима, Ярослав, Артем, Илья и Юра. Плюс бухгалтер и СММ-специалист – итого нас восемь. С ребятами, которым мы отдавали что-то на услугу, доходило до десяти человек, но я стараюсь отойти от работы с аутсорсерами: в IT-сфере, где есть четкое ТЗ – это одно, а в сфере креатива фриланс – это убийство времени, как по мне.

photo5253492684256031955

Вы больше ориентируетесь на рынок b2b или b2c? В каком из них видите больше перспектив? 

Сложно и там, и там. Я даже не знаю, как сейчас зайти тем, кто хочет просто заработать денег, а не любит это дело всем сердцем. Как по мне, то не должно быть разделения на розницу и опт. Если вы занимаетесь только розницей – это говорит лишь о том, что какая-то успешная кофейня не хочет с вами работать: все-таки люди не выдвигают столько требований, сколько бизнес.

Мы активно анализируем свою работу и работу конкурентов, и, опираясь данные, которые можно оценить через сайт – розничных продаж у нас больше, чем у других. Поэтому сейчас мы главным образом работаем с b2b, но активно развиваем b2c: делаем красивый сайт, интеграции с различными сервисами, работаем с маркетплейсами.

Первые пару лет мы были очень сконцентрированы сами на себе, возможно, тогда это было плюсом, но сейчас мы стараемся смотреть как функционирует другой бизнес, и какие там работают законы.

А если посмотреть на глобальный рынок — насколько прогрессивны украинские кофейни по сравнению с западными? 

В Украине есть успешные компании в плане генерации капитала, и много действительно крутых, профессиональных обжарщиков. Но вот интересных проектов, с крутой идеей и ценностями, которых я могу воспринимать как конкурентов – до пяти. Два из них – это «Фунт кави» и «Світ кави». Мне нравится их концепция: они делают только то, что хотят и не делают того, в чем не видят смысла, даже если рынку это нужно. Притом, что у них есть все ресурсы: деньги, люди, идеи, интеллектуальный капитал. Может показаться, что это просто проект с красивыми кофейнями, но в действительности они уникальные обжарщики с грамотным менеджментом, которые делают свое дело, демонстрируя абсолютное равнодушие к трендам.

К слову о трендах, насколько важно находиться в близком и теплом контакте с клиентами? Можно ли автоматизировать эту часть, или человеческий фактор играет роль? 

Я хочу, чтобы клиенты и партнеры чувствовали нашу надежность и могли быть уверены, что мы никогда не подведем, а если что-то произойдет – бросимся в бой и решим проблему. Вообще, мне кажется, мы совершили некую революцию в отношении к клиенту, клиентоориентированности и заботе о нём. Но у этого есть и обратная сторона — такая работа отнимает очень много времени. Поэтому очень далеко не каждый готов ее делать.

И это при том, что мы не сеть кофеен, и не какой-то очень массовый продукт. Но от нашего кофе в значительной мере зависит бизнес многих наших клиентов. Часть из них только в начале пути и не имеют достаточного интеллектуального капитала для выбора кофе, поэтому наша задача – подсказать, помочь и поддержать. Неоднократно мы финансировали проекты и покупали партнерам недостающее оборудование когда видели, что им это действительно необходимо.

photo5253492684256031954

Тема оборудования — довольно сложная. Кто-то просто покупает ростер, обжаривает, и прекрасно себя чувствует, а кто-то повально покупает такую технику, о которой большинство даже не слышало. На сколько это важный момент? 

Недавно мы себе купили новую La Marzocco Linea. Она не монетизируется в привычном понимании в кофейне, но дает нужный результат на презентациях, которые я провожу. Попробовав продукт, клиенты видят его потенциал и стремятся раскрыть его на своем оборудовании. Я сравнивал обжарщиков Украины, Европы и США и могу сказать, что в какой-то степени мы прогрессивнее, разница лишь в том, что они активнее используют все новшества. Вышел, например, у Fellow новый дозатор – они его приобретают, а мы думаем: «Что, отдать две тысячи долларов за взвешивалку для кофе? Что за бред?!». Но это не бред, а очень важная деталь, из которых всё и складывается. 

Сейчас мы планируем купить калориметр Liters стоимостью три тысячи долларов, чтобы следить за цветом обжарки и замечать относительные изменения в разрезе одного и того же сорта. Для меня это новый параметр, я никогда не работал с калориметром, а сейчас хочу в это углубиться. В Европе его используют давным-давно, потому что там есть возможность купить калориметр в ближайшем магазине, а в Украине о них и знают-то далеко не все. А есть и те, кто не купит его никогда, потому что к таким вещам нужно прийти, понять их смысл. Мы стараемся использовать передовое оборудование и многие наши клиенты в процессе работы с нами меняют технику на более новую.

С таким подходом кратно растут и затраты, сколько времени вам понадобилось, чтобы перейти от убыточности к прибыли?

Окупать особо было нечего, потому что мы начинали практически с нуля. Не было постоянных затрат и инвестиций: все оборудование было арендованным, работали мы сами, а зерно окупалось довольно быстро.

Сейчас «Бариста» – это успешный развивающийся бизнес с хорошей капитализацией, хотя начиналось все с небольшой идеи. Нам хватает средств на закупку нового оборудования, а еще мы планируем строительство помещения в 150 кв.м. Мы работаем не над широким ассортиментом, а над правильным: сформировав свое видение продукта, мы стараемся находить баланс между ним и возможностями. Также мы работаем над развитием растворимого кофе. Понятное дело, мы не будем конкурировать с Jacobs, где оборудование стоит как половина нашей страны, но эта тема имеет смысл, поэтому в нее стоит инвестировать.

Barista Coffee Roasters

А что можешь сказать о таком формате, как кофе в дрип-пакетах?

Кофе в дрип-пакетах – это связующий мост между спешелти кофе и рядовой домохозяйкой; он идеален для человека, который пьет хорошее вино, покупает дорогой сыр, но пока не знаком со спешелти кофе. Дрип-пакеты удобны, когда хочется эксперимента или сравнения, а также если есть конкретный запрос: нужно сделать очень мелкий помол, например.

Бытует мнение, что для дрип-пакетов можно использовать только стандартный, привычный кофе, но я с этим не согласен: яркий кофе тоже очень заходит и легко готовится: соблюдая два-три базовых правила, можно добиться хорошего вкуса. Важно понимать, что дрип-пакеты часто покупают на этапе знакомства с кофе, и это отличная возможность выпить какой-нибудь аэробный Гондурас, не имея пуровера и хорошего чайника, что очень важно! Этот вау-эффект стоит того, чтобы рискнуть и использовать крутой спешелти фильтр в пакетах. Мы четыре или пять раз изготавливали дрип-пакеты из недорого кофе из Центральной Америки, который нам казался вкусным в фильтре, но интерес к нему быстро пропадал. Поэтому я за то, чтобы сделать лучше и взять кофе поярче.

Вообще, я считаю, что за спешелти кофе будущее: всегда будут актуальны эспрессо, напитки с молоком на его основе и растворимый кофе. Думаю, что с появлением растворимого спешелти придется подвинуться фильтру и большим коммерческим фильтр-кофеваркам. Единственный их шанс задержаться в каких-то заведениях – это некий флер, магия визуальной составляющей процесса. Растворимый кофе может все это убить, но это часть прогресса: электронная почта практически вытеснила работу почтальонов, а конюшен сейчас намного меньше, чем автопаркингов.

А что думаешь о подписке на свежеобжаренный кофе, и ее перспективах? 

Подписка выгодна по двум критериям: удобство – не нужно тратить время и силы на выбор, опытные обжарщики всегда помогут выбрать лучший сорт; и цена – она всегда ниже, а это есть лояльность для постоянных клиентов. Но лично мне подписка кажется немного незнакомой. Да, будущее в удобстве, но, наверное, мы просто до этого еще не доросли структурно. Я сторонник прогресса и ни разу не консерватор, но если какая-то вещь работает и удобна, то зачем переходить на что-то другое, лучшее? Мне хочется лично общаться с каждым из розничных клиентов, поэтому сейчас мы  стараемся вести клиента напрямую, с его личным менеджером, подмечать все нюансы, детали, и знать его лучше, чем он сам.

OGO4


Barista Coffee Roasters — сайт
Чеусов Алексей — Instagram

Беседу вёл: Никита Лазарев